Социальная мифология и ее роль в развитии общества

В последние десятилетия общество сталкивается с новыми вызовами, которые сопровождаются информационными войнами, размыванием культурных ценностей, кризисом национальных идентичностей. Но стоит вспомнить слова известного философа, что «… национальная сплоченность, или сосуществование народов и социальных групп, подразумевает общий связующий замысел»1. Дело в том, что успешно противостоять вызовам современности возможно только через консолидацию, поиск объединяющей идеи. При этом во всех — и деструктивных, и конструктивных -общественных процессах и явлениях значимую роль играют социальные мифы, социальная мифология. Винкс Трикс феи кстати есть на сайте chakiris.club.

Являясь одним из ведущих инструментов воздействия на ключевые общественные процессы, социальная мифология остается при этом в тени основных событий. Такое «теневое» положение социальной мифологии двойственно: с одной стороны, многими открыто заявляется о существовании, например, мирового заговора, политических манипуляций; с другой стороны, мало кем осуществляется конкретный анализ, исследование источников возникновения мифов, оценка возможностей влияния социального мифа на общественные процессы. Это связано с тем, что теория современной социальной мифологии, в отличие от теории классических мифов, находится на стадии формирования; соответственно, нет и целостного подхода к изучению социальных мифов, нет готовых схем объяснения общественных явлений и процессов в рамках понятий социальной мифологии.

Можно ли познать социальный миф, понять его с позиций современного человека, осмыслить рациональным способом,

интерпретировать и систематизировать таким образом, чтобы не осталось в нем ничего непонятного и таинственного; считать социальный миф рефлексируемым феноменом? Полностью, скорее всего, нет. Тем не менее, необходимо разрушить стереотип о таинственности мифа и использовать ресурсный потенциал социального мифа с пользой для общественного развития.

Миф имманентен социальному бытию, пронизывает его основания, служит фундаментом для развития всех форм общественной деятельности и сознания, являясь нередуцируемым явлением. Однако это не означает того, что должны прекратиться попытки познания мифа с позиций современного уровня развития науки. Изучение мифа возможно в рамках особого исследовательского подхода с использованием знаний из многих областей.

Мы сталкиваемся с общественными явлениями и событиями, содержащими мифологическое наполнение, зачастую не задумываясь об их этической стороне, оказываемом воздействии, практическом значении, не рассматривая миф как некую точку отсчета для интерпретации. Это не мешает, однако, широкому распространению в социальных науках исследований, где в центре внимания находятся миф, мифология, мифологическое. В последнее время происходит все более частое рассмотрение различных форм проявления мифа с самых разных ракурсов: при изучении, прежде всего, традиционных обществ, но также и исторической памяти, коммуникационного пространства, идеологии, социальных иллюзий. Как видим, интерес к мифу велик. Однако, в основном в поле зрения исследователей оказываются скорее частности, то есть «присутствия» мифа в отдельных фрагментах общественной жизни. Представление мифа в качестве системообразующего компонента самостоятельной системы, например, социальной мифологии, позволит облегчить исследования всего спектра общественных мифологических проявлений. Это даст возможность лучше понять общество в целом